Паровая машина
Малая энергетика часто использует способ разрушения монополии на поставки электроэнергии потребителю, называемый «распределенная» генерация, то есть выработка электрической энергии по месту ее потребления. При этом полностью исключаются потери и траты на поставку электроэнергии, которые составляют существенную часть от стоимости покупной электроэнергии. Для реализации этого «распределения» была создана паровая машина– сравнительно новое оборудование малой мощности, созданное для производства собственной дешевой электроэнергии в паровой котельной. Идея создания турбогенератора нового типа основывалась на уже существующих принципах компрессорной и авиационной науки. Работы начались в 1995 году, а уже в конце 1998 года были созданы пилотные образцы паровой винтовой машины.
Предназначение данного турбоагрегата состоит в выработке электроэнергии в уже существующих паровых котельных. Малые паровые машины были разработаны для создания собственной электрической энергии в паровой (пароводогрейной) котельной, где суммарная паропроизводительность составляет 8-25 тонн пара в час. Котельная оборудована массовыми парогенераторами типа паровых котлов. Такие котельные строились в массовом порядке по типовым проектам для потребителей централизованного теплоснабжения жилищно-коммунальной сферы в крупных и малых городах, а также для производственных предприятий разных отраслей, в которых пар использовался для различных технологических нужд и теплоснабжения. Собственное потребление электроэнергии такой котельной может составлять 100-500 кВт/ч. Пар пропускался через редукционные (редукционно-охладительные) установки, где понижалось его давление и температура, а затем пар использовался при давлении 0,45-0,15 МПа. В процессе редуцирования потенциальная энергия пара оказывалась бесполезно потерянной. Поэтому вместо редукционных установок целесообразнее устанавливать малые противодавленческие турбины для пользования энергией дросселируемого пара.
Конструктивно паровая машина состоит из электрогенератора и компактного парового винтового расширителя (турбины с противодавлением). Винтовые роторы турбины вращаются в противоположные стороны и расположены в зацеплении через шестерни связи, при этом исключается касание роторов друг с другом. Турбогенератор оснащен системой контроля и управления, это обеспечивает работу такой паровой машины во всех режимах ее эксплуатации. Система управления курирует индексацию и регистрацию всех основных параметров, автоматическую защиту и сигнализацию в случае аварийной ситуации, дистанционное управление агрегатом с диспетчерского щита котельной или с местного щита управления, автоматическую регулировку нагрузки машины. Паровая машина полностью обеспечивает энергоэффективность и энергосбережение выделяемых ресурсов.
|